Палдиски. Возвращение в детство.
Так уж получилось, что мое ранее детство совпало с периодом заката «великой и могучей» страны, которой нет уже больше 20 лет. В те времена менялось многое — ценности, менталитет, деньги, флаги, кто-то очень быстро богател, а кто-то нищал. Перемены ощущались везде, где-то в меньшей степени, а где-то до неузнаваемости менялись целые города. Один из таких городов и указан в моем паспорте в графе «место рождения».
Итак, Палдиски (Paldiski) — небольшой городок на северо-западе Эстонии в 50ти км от Таллина, находится на полуострове в западной части Финского залива. Данный полуостров еще со времен Петра Первого представлял большой интерес для российского военного флота из-за весьма удачного географического положения.
Время шло, но интерес среди военных к данной территории не угасал и в советское время город Палдиски и весь полуостров представлял собой закрытую территорию, огороженную колючей проволокой, на въездах в которую стояли КПП и попасть «неместным» туда можно было только по пропускам. Еще бы, в городе находилась база подводных лодок, база торпедных катеров, подразделения пограничников и самый важный особо-секретный и особо-охраняемый объект — учебный центр для экипажей атомных подводных лодок. Т.е. по сути в городе находился атомный реактор аналогичный тем, что стоят на боевых субмаринах. Гражданских предприятий в городе практически не было, поэтому абсолютное большинство населения — военные и члены их семей. Вот и моего отца, как офицера флота, советская родина попросила послужить в этом городке, поэтому там и прошли первые 10 лет моей жизни, а возможно и больше, если бы не распад СССР.
Но мне больше запомнился другой период в истории города, период после развала союза и обретения Эстонией независимости. Эстония тогда недвусмысленно намекнула России, мол вы, русские — оккупанты, а мы хотим в ЕЭС и НАТО, поэтому забирайте своих военных и валите из страны. Таким образом, в начале 90х город, в котором эстонцев почти не было, практически в полном составе начал паковать чемоданы. Город пустел на глазах, подводные лодки резались на металл, торпедные катера уходили под воду прямо у пирсов, некогда ценное оборудование варварски потрошилось в поисках цветных металлов, каждый день кто-то упаковывал вещи в контейнер, каждый месяц в моем классе становилось на несколько человек меньше, все разговоры были о переезде. Планировали остаться только те, кто жил там уже не в первом поколении и кому особо не было куда ехать на «большую землю», поэтому они начали учить эстонский, так как без него никакой речи о эстонском гражданстве, а соответственно и нормальной работе не могло и быть. К середине 90х в городе, в котором еще недавно жило 15 тысяч местного населения и постоянно присутствовало несколько тысяч командировочных, осталось меньше 4х тысяч населения. А сам город стал больше похож на город призрак, переживший апокалипсис. Мы уехали в 94м году, поэтому особо «яркой» финальной картины опустошения я уже не видел. С тех пор, я там не был и до массового распространения интернета особо ничего о городе не знал, хотя его судьба мне была интересна.
Кое-какое представление о состоянии города я получил в 2002 году из фильма Лиля навсегда, который снимали именно в Палдиски. Честно говоря, город не многим отличался от «Припяти» после аварии на Чернобыльской АЭС. Не менее унылая картина была в отчете российского блоггера periskop, посетившего Палдиски в 2008 году. Вот несколько его фотографий из его отчета.
Тот самый, знаменитый среди военных моряков всего союза, центр подготовки подводников в 2008 году. В народе его называли «Пентагоном».
И вот во время моей поездки в Таллин и Хельсинки я не мог упустить возможность заглянуть в Палдиски. Особой туристической ценности город не представляет и вряд ли будет интересен тем, кого с ним ничего не связывает, но для меня эта поездка была погружением в детские воспоминания.
Вот, например, панельная пятиэтажка построенная местным «стройбатом». Но в моем случае — мое первое место жительства. Обычный двор — а в этом дворе восьмилетним пареньком я играл «пекаря» и «квадрат».
Палдиская начальная школы. Сейчас эстонская гимназия (есть еще русская, на базе бывшей средней школы). Именно в ней я учился до 4-го класса включительно. Но так как в то время было модно экспериментировать с образованием, то учился я всего 3 года — за первый год мы прошли программу первого и второго классов. У меня даже класс назывался «первый Э».
Сегодня все меньше следов остается о всесоюзном значении города в советские времена, даже «Пентагон» был окончательно снесен несколько лет назад и теперь на его месте обычное поле.
Бывший главный продовольственный магазин города, тогда его все назвали просто «дежурный». Сейчас не работает — возможно временно.
На внутреннем дворе валяются куски недавней истории.
Сегодня Палдиски обычная эстонская провинция, которую и городом то назвать можно с очень большой натяжкой — всего 5 тысяч населения. Хотя по прежнему большинство населения русскоязычное, но уже адаптированное к современным эстонским реалиям — экзаменам на знание эстонского, средней зарплате в 900 евро, поездкам на работу в Финляндию.
Хотя следы «перемен» 20 летней давности еще видны, заметно, что город потихоньку оживает. В город идет довольно хорошая дорога с интенсивным трафиком фур, так как вместо бывшие советских военно-морские базы эстонцы приспособили под гражданские порты.
Северный порт. Есть еще Южный, на месте бывшего «подплава».
В городе по прежнему работает 2 школы, только не так как 20 лет назад — начальная и средняя, а эстонская и русская гимназии.
Какие-то здания уже обновили.
А какие-то еще не успели.
По-прежнему много заброшенных зданий и строений — в основном это останки воинских частей.
Дом офицеров.
Казарма.
КПП воинской части.
В городе построили парк ветрогенераторов.
А на месте «3-го участка» — части в нескольких километрах от города, где и стоял ядерный реактор — теперь административные здания ветропарка.
Довольно крупное нефте(или газо)хранилище.
Работает крупная компания, которая занимается транспортировкой через палдиский порт автомобилей в Россию, поэтому в городе появилось около десятка охраняемых стоянок, где временно хранятся эти самые автомобили.
В порыве детских воспоминаний мне захотелось, проехаться на электричке до Таллина, но они теперь ходят по какой-то хитрой схеме, по которой часть электричек идет только до Кейла, а там нужно пересаживаться на автобус.
Совковым электричкам сделали фейслифтинг.
Я бы даже сказал рестайлинг. Выпотрошили старые скамейки и обородували вагоны двух классов.
Всю дорогу работал бесплатный и довольно шустрый вай-фай (не уверен был ли он в вагонах 2го класса).
В четырех вагонах электрички суммарно ехало человек 20. Билеты продаются только у кондукторов и до соседнего городка Кейла стоил 1.80 евро, но наверное в вагоне второго класса дешевле.
Вот так и закончилось мое погружение в советское прошлое и знакомство с настоящим городка, в котором прошло мое ранее детство.
UPD: фотографии, которые не вошли в рассказ, я выложил в отдельном посте в виде галереи: Палдиски, Эстония. Фотоотчет о поездке. Май, 2013г.
Итак, Палдиски (Paldiski) — небольшой городок на северо-западе Эстонии в 50ти км от Таллина, находится на полуострове в западной части Финского залива. Данный полуостров еще со времен Петра Первого представлял большой интерес для российского военного флота из-за весьма удачного географического положения.
Время шло, но интерес среди военных к данной территории не угасал и в советское время город Палдиски и весь полуостров представлял собой закрытую территорию, огороженную колючей проволокой, на въездах в которую стояли КПП и попасть «неместным» туда можно было только по пропускам. Еще бы, в городе находилась база подводных лодок, база торпедных катеров, подразделения пограничников и самый важный особо-секретный и особо-охраняемый объект — учебный центр для экипажей атомных подводных лодок. Т.е. по сути в городе находился атомный реактор аналогичный тем, что стоят на боевых субмаринах. Гражданских предприятий в городе практически не было, поэтому абсолютное большинство населения — военные и члены их семей. Вот и моего отца, как офицера флота, советская родина попросила послужить в этом городке, поэтому там и прошли первые 10 лет моей жизни, а возможно и больше, если бы не распад СССР.
Но мне больше запомнился другой период в истории города, период после развала союза и обретения Эстонией независимости. Эстония тогда недвусмысленно намекнула России, мол вы, русские — оккупанты, а мы хотим в ЕЭС и НАТО, поэтому забирайте своих военных и валите из страны. Таким образом, в начале 90х город, в котором эстонцев почти не было, практически в полном составе начал паковать чемоданы. Город пустел на глазах, подводные лодки резались на металл, торпедные катера уходили под воду прямо у пирсов, некогда ценное оборудование варварски потрошилось в поисках цветных металлов, каждый день кто-то упаковывал вещи в контейнер, каждый месяц в моем классе становилось на несколько человек меньше, все разговоры были о переезде. Планировали остаться только те, кто жил там уже не в первом поколении и кому особо не было куда ехать на «большую землю», поэтому они начали учить эстонский, так как без него никакой речи о эстонском гражданстве, а соответственно и нормальной работе не могло и быть. К середине 90х в городе, в котором еще недавно жило 15 тысяч местного населения и постоянно присутствовало несколько тысяч командировочных, осталось меньше 4х тысяч населения. А сам город стал больше похож на город призрак, переживший апокалипсис. Мы уехали в 94м году, поэтому особо «яркой» финальной картины опустошения я уже не видел. С тех пор, я там не был и до массового распространения интернета особо ничего о городе не знал, хотя его судьба мне была интересна.
Кое-какое представление о состоянии города я получил в 2002 году из фильма Лиля навсегда, который снимали именно в Палдиски. Честно говоря, город не многим отличался от «Припяти» после аварии на Чернобыльской АЭС. Не менее унылая картина была в отчете российского блоггера periskop, посетившего Палдиски в 2008 году. Вот несколько его фотографий из его отчета.
Тот самый, знаменитый среди военных моряков всего союза, центр подготовки подводников в 2008 году. В народе его называли «Пентагоном».
И вот во время моей поездки в Таллин и Хельсинки я не мог упустить возможность заглянуть в Палдиски. Особой туристической ценности город не представляет и вряд ли будет интересен тем, кого с ним ничего не связывает, но для меня эта поездка была погружением в детские воспоминания.
Вот, например, панельная пятиэтажка построенная местным «стройбатом». Но в моем случае — мое первое место жительства. Обычный двор — а в этом дворе восьмилетним пареньком я играл «пекаря» и «квадрат».
Палдиская начальная школы. Сейчас эстонская гимназия (есть еще русская, на базе бывшей средней школы). Именно в ней я учился до 4-го класса включительно. Но так как в то время было модно экспериментировать с образованием, то учился я всего 3 года — за первый год мы прошли программу первого и второго классов. У меня даже класс назывался «первый Э».
Сегодня все меньше следов остается о всесоюзном значении города в советские времена, даже «Пентагон» был окончательно снесен несколько лет назад и теперь на его месте обычное поле.
Бывший главный продовольственный магазин города, тогда его все назвали просто «дежурный». Сейчас не работает — возможно временно.
На внутреннем дворе валяются куски недавней истории.
Сегодня Палдиски обычная эстонская провинция, которую и городом то назвать можно с очень большой натяжкой — всего 5 тысяч населения. Хотя по прежнему большинство населения русскоязычное, но уже адаптированное к современным эстонским реалиям — экзаменам на знание эстонского, средней зарплате в 900 евро, поездкам на работу в Финляндию.
Хотя следы «перемен» 20 летней давности еще видны, заметно, что город потихоньку оживает. В город идет довольно хорошая дорога с интенсивным трафиком фур, так как вместо бывшие советских военно-морские базы эстонцы приспособили под гражданские порты.
Северный порт. Есть еще Южный, на месте бывшего «подплава».
В городе по прежнему работает 2 школы, только не так как 20 лет назад — начальная и средняя, а эстонская и русская гимназии.
Какие-то здания уже обновили.
А какие-то еще не успели.
По-прежнему много заброшенных зданий и строений — в основном это останки воинских частей.
Дом офицеров.
Казарма.
КПП воинской части.
В городе построили парк ветрогенераторов.
А на месте «3-го участка» — части в нескольких километрах от города, где и стоял ядерный реактор — теперь административные здания ветропарка.
Довольно крупное нефте(или газо)хранилище.
Работает крупная компания, которая занимается транспортировкой через палдиский порт автомобилей в Россию, поэтому в городе появилось около десятка охраняемых стоянок, где временно хранятся эти самые автомобили.
В порыве детских воспоминаний мне захотелось, проехаться на электричке до Таллина, но они теперь ходят по какой-то хитрой схеме, по которой часть электричек идет только до Кейла, а там нужно пересаживаться на автобус.
Совковым электричкам сделали фейслифтинг.
Я бы даже сказал рестайлинг. Выпотрошили старые скамейки и обородували вагоны двух классов.
Всю дорогу работал бесплатный и довольно шустрый вай-фай (не уверен был ли он в вагонах 2го класса).
В четырех вагонах электрички суммарно ехало человек 20. Билеты продаются только у кондукторов и до соседнего городка Кейла стоил 1.80 евро, но наверное в вагоне второго класса дешевле.
Вот так и закончилось мое погружение в советское прошлое и знакомство с настоящим городка, в котором прошло мое ранее детство.
UPD: фотографии, которые не вошли в рассказ, я выложил в отдельном посте в виде галереи: Палдиски, Эстония. Фотоотчет о поездке. Май, 2013г.
2 комментария